Pull to refresh

Реклама для хвоста

Reading time 4 min
Views 604
Несколько лет назад я переводил одну практически классическую на сегодня статью про распределение читателей в блогах. Теоретические обоснования были классическими — Вилфредо Парето (Vilfredo Pareto), Джордж Зипф (George Zipf), Якоб Нильсен… Если коротко, то всё сводилось к простым мыслям – кто раньше начал, получает на порядок больше шансов для создания успешного (в данном случае — посещаемого) блога, и 80% посещений получают 20% блогов. Приведу одну цитату из той статьи: «…блоги с небольшим количеством читателей, составляющие длинный хвост графика, направлены на диалог. В мире, где большинство блогов имеет трафик ниже среднеарифметического, размер аудитории не может являться единственным мерилом успеха». Что ж, развитие именно этой концепции мы сейчас и наблюдаем. Основой абстракции под громким именем Web 2.0 стало именно общение, диалог, возможность рядового посетителя участвовать в процессе. Одним из действительно важных нововведений стало внимание, уделяемое тем самым 80%, уже упомянутому «длинному хвосту». Важная и обычно забываемая деталь в том, что в «длинном хвосте», как минимум в средней его части, сосредоточилось достаточно большое число блогов и сайтов, имеющих высокое качество, достаточно узкую направленность и четко очерченную аудиторию. При этом вполне понятно, что аудитория у подобных проектов в принципе уступает по количеству числу посетителей сайтов, скажем, развлекательной тематики. В то же время, такие ресурсы, если можно так говорить, обладают более «качественной» аудиторией. Простой пример: попадание ссылки на сайт на первую страницу популярного развлекательного портала практически гарантирует дополнительную тысячу-другую уникальных посетителей, что не может не радовать. Однако если посмотреть на статистику, то выясняется, что время просмотра сайта подавляющим большинством этих посетителей крайне мало. И просто ничтожен CPM. Ссылка в профильном блоге соответствующей тематики может привести гораздо меньше посетителей, но это будут люди, которые сумеют оценить представленные материалы, дать интересные и профессиональные комментарии и, если у вас коммерческий сайт, с гораздо большей вероятностью станут вашими клиентами. На сегодня действительно крупных сетей контекстной рекламы у нас две: Яндекс Директ и Бегун. Конечно, есть еще множество мелких служб, но масштаб не тот, и тут уже зачастую владелец сайта начинает задумываться, не слишком ли велик риск сотрудничества с такой сетью для него, не кинут ли его. Проблема в том, что сейчас ведущие российские сети ориентированы на использование в качестве рекламных площадок, прежде всего, достаточно больших сайтов. Требования Бегуна достаточно либеральны, но и они составляют минимум 500 уникальных хостов в сутки, требования же Яндекса еще строже, кроме того, Директ работает только с юридическими лицами и ПБОЮЛ. В то же время, подавляющее большинство русскоязычных блогов (пока) не имеют соответствующей аудитории, пусть и являются достаточно интересными и перспективными нишевыми проектами. Сейчас на российском рынке активизировался Google. Русификация сервисов, поддержка морфологии в запросах, открытие российского офиса, русскоязычный корпоративный блог и, что в данном контексте наиболее интересно, появление слухов о возможном использовании WebMoney в качестве средства для внесения денег в AdWords и выведения из AdSense. Т.е. Google, похоже, и в России собирается развивать отработанную уже практику заработков на «длинном хвосте». Всё же, скажем честно, WebMoney нужны не корпорациям и крупным фирмам, а частным лицам и малому бизнесу, так что такое предположение кажется достаточно логичным. На сегодня одной из проблем российского сегмента AdSense является то, что пока русскоязычной рекламы, особенно по специфичным «нишевым» запросам, которые наиболее интересны для небольших сайтов с четко очерченной аудиторией, очень и очень мало. Во многом это связано со сложностями покупки рекламы. Сложность вывода денег из AdSense тоже не лучшим образом сказывается на популярности сервиса. Именно упрощение прохождений платежей и увеличение доли Google на российском рынке поиска и рекламы может существенно изменить эту ситуацию. Неопределенная ситуация с поисковой выдачей Яндекса, ставшая, по общему мнению, прямым следствием чрезмерно ретивой борьбы с дорвейщиками, может лишь добавить популярности Google и еще больше обострить вероятное противостояние. Эту ситуацию я попросил прокомментировать Игоря Ашманова, директора компании "Ашманов и Партнеры": Да, в Рунете сейчас имеется совершенно непаханое поле сайтов с небольшой посещаемостью, которых сотни тысяч. Бегун и Яндекс пока не идут в это поле, боятся накруток. То есть они движутся туда, но пока по краю — со скоростью десятков сайтов в день, а это примерно на порядок меньше, чем нужно, чтобы занять всё. А ведь тут кто первый встал, того и тапки: если вебмастер уже поставил какую-то контекстную систему на сайт, и она уже приносит ему деньги, то подсунуть ему другую на замену довольно трудно, есть входной порог по переговорам с модераторами, настройке, тестированию и пр. Контекстная реклама — довольно клейкий сервис. Гугл эту проблему для себя решил ещё несколько лет назад — включил риски накруток в схему бизнеса, регулярно судится, платит штрафы — но зато зарабатывает несколько миллиардов долларов в год именно на контекстно-чувствительной рекламе AdSense на небольших сайтах. Если Яндекс и Бегун не сменят стратегию, то есть шансы, что Гугл захватит это поле в России. У него много денег, он может демпинговать, если нужно, чтобы занять рынок. С другой стороны, пока события в Гугле развиваются тоже очень медленно. По-моему, это уже давно не та «быстрая» компания, которой бывают в начале все стартапы. С другой стороны, если Гугл сейчас и медленно двигает фигуры, то он может зато иметь класс игры выше. Может, когда он, наконец, предложит российским рекламодателям и вебмастерам что-то, это будет предложение, от которого невозможно отказаться? Вообще же сейчас системы контекстной рекламы появляются как грибы после дождя. Я знаю, что большинство держателей баннерных сетей (и вообще те сервис-провайдеры, у кого есть доступ к большому числу клиентов или пользователей) сейчас так или иначе включают контекстные модули в свои планы разработки.
Tags:
Hubs:
+16
Comments 16
Comments Comments 16

Articles