Как дизайнеры разводят заказчиков: 8 кейсов реальных кидков

Как и почему заказчики теряют деньги при работе с дизайнерами? Как не стать жертвой развода? Мы решили рассказать вам о внутренней кухне дизайнеров то, о чем не принято говорить - о способах обмана. Мы опросили знакомых, поискали живые примеры «кидков» в интернете, и самые красочные из них собрали в эту статью. Забирайте себе этот полезный опыт, и не попадайтесь в ловушку дизайнеров-аферистов.

Роман Рудник, руководитель дизайн-студии IconDesignLAB.com, которая создает продающую графику и интерфейсы для IT компаний по всему миру

Кейс № 1: Об исчезновении дизайнера после внесения предоплаты

Лидирует в нашем рейтинге афер самая частая проблема при работе с фрилансерами: пропажа исполнителя после получения предоплаты. Есть два варианта развития событий: дизайнер получает предоплату и исчезает совсем, или начинает «забивать»: капризничает, делает работу медленно, «кормит завтраками», забывает про сроки. В первом случае вы теряете деньги, во втором - нервы и веру в людскую порядочность.

Пару примеров:

Источник

Что делать:

1) Лучшая проверка дизайнера - посмотреть его в работе. Спросите знакомых, наверняка, у них есть дизайнер, который уже доказал свою надежность. Если вам подходит его уровень, работайте с ним.

2) Разбейте работу на несколько частей, и платите по мере готовности каждого из этапов. В этом случае вы рискуете предоплатой за первую часть, а не за проект целиком, а дизайнер заинтересован работать хорошо, чтобы получить весь гонорар.

3) Оговорите на старте, что, в случае проблем, вам вернут предоплату. Обещание выполнят не все, но, как минимум, вы сможете сразу отсеять тех, кто предоплату не возвращает ни при каких обстоятельствах.

4) Если уже решили работать с фрилансерами, то переводите предоплату через специальные сервисы безопасных сделок, предоставляемые фриланс-сайтами. Да, за это берется комиссия, но зато не «кинут» на предоплату.

Кейс № 2: О присвоении дизайнером чужого портфолио

В погоне за самым лучшим дизайнером на фрилансе, заказчики часто забывают проверить авторство работ. Действительно ли работы в портфолио принадлежат именно этому дизайнеру? И уж тем более, никому не приходит в голову проверить, настоящий ли сам профиль? А по факту, вы можете общаться с тем, кто нагло выдает себя за автора понравившихся вам работ.

Именно таким случаем, и его грустными последствиями, поделилась маркетолог Ирина Кустова:

Что делать:

1) Спешка вообще всегда подозрительна. Она сама по себе уже сигнал потенциального развода. Но в данном случае, можно было просто открыть поиск по картинкам в Google и найти первоисточник работ:

Если одна и та же работа встречается на сайтах под разными именами авторов - это ОЧЕНЬ подозрительный сигнал. Время задавать вопросы.

2) Если вы смотрите портфолио студии, то лучше обращаться к ней через официальный сайт, а не аккаунт на фриланс-бирже, так как сайт сложнее подделать.

3) Можно также попросить ссылки на живые сайты (работы), размещенные в интернете, посмотреть кто указан разработчиком в футере. Если в футере данных нет, написать владельцу сайта и спросить, кто именно делал дизайн. Обычно заказчики рады порекомендовать своего дизайнера.

Кейс № 3: О несоответствии работы среднему уровню портфолио

Еще один распространенный формат недопонимания дизайнера и заказчика - отношение к портфолио. Когда заказчик смотрит в портфолио, он думает «мне сделают так же». При этом дизайнер, желая показать себя в лучшем свете, выставляет в портфолио 5-10% своих самых идеальных работ. В результате макет для вашего проекта может не дотягивать до тех примеров, на которые вы равнялись, согласовывая проект с дизайнером.

И вот готовая «иллюстрация на тему» от Руслана Волчкова, директора компании по ремонтам балконов:

Что делать:

1) Ориентируйтесь на средний уровень, а не на лучшее. Сопоставьте опыт дизайнера и количество примеров в портфолио. Ну не может дизайнер с 15-летним опытом в портфолио иметь 5 сайтов.

2) Попросите дизайнера показать, например, 10 последних работ по интересному вам направлению, даже не самых удачных. Чем больше примеров, тем проще понять уровень профессионализма человека. А дальше просто выбираем того, чей средний уровень вам подходит.

Кейс № 4: О несогласованном делегировании

Когда дизайнер, да и любой профессионал, упирается в потолок своего времени, он начинает осваивать делегирование. Проще говоря, если вы договорились о работе с крутым дизайнером, не факт, что именно он будет ее выполнять. Вполне возможно, что он перенаправит проект одному из своих подрядчиков за процент. И это не плохо. Но только в том случае, если качество работы не теряется, что встречается не всегда.

Пример от Леонида Юрьевича, директора компании по аренде строительного оборудования:

Что делать:

1) Самое главное в таких случаях - не молчать. Вы имеете право знать, кто именно делает проект. Перед началом работы узнайте, кто непосредственно будет делать ваш заказ. Прямо скажите, что хотите работать с дизайнером, который рисовал понравившиеся вам работы.

2) Если же работа началась, а предлагаемые варианты не нравятся - тем более говорим прямо. Как минимум, это поможет избежать недопонимания, и дизайнер постарается подстроиться под нужный вам стиль. Но подстроиться выходит невсегда. В этом плане проще работать со студией, в которой обычно есть команда дизайнеров. У нас, к примеру, если вдруг дизайнер не срабатывается с заказчиком, мы меняем дизайнера. Новый человек на проекте - это свежий взгляд, другой стиль графики, новое понимание желаний заказчика. В результате все идет «как по маслу», и клиент остается довольным.

А вот, кстати, обратная сторона неудачного делегирования, так что здесь теряют все:

Источник

Кейс № 5: О затягивании сроков и халатности дизайнера

Следующая типичная ситуация недобросовестности дизайнера - внезапное увеличение сроков разработки. Основная причина здесь - недостаточно объективная оценка своих сил в погоне за гонораром. Известная картина на дизайнерской кухне: то заказы сыпятся, то вообще нет ни одного. Поэтому приходится брать все подряд, а уж потом разгребать. Получается, что сначала дизайнер на все соглашается, а после начинает извиняться, затягивать сроки, делать «спустя рукава», или вовсе неожиданно «заболевает».

Но даже не срыв дедлайна здесь самое грустное. Гораздо хуже, если такой необъективный дизайнер все же выбирает «втиснуться» в оговоренные сроки, и рисует макет в последнюю ночь. Работа выглядит «тяп-ляп», непрофессионально, без души. Приходится тратить дополнительное время на переработку и доделки. В итоге теряется время заказчика, и проект все равно затягивается.

Один из тысяч примеров такого кидка:

Источник

Что делать:

1) Заказывайте заранее. Не верьте тем срокам, которые называет дизайнер. Всегда имейте запас. Пообещали сделать за неделю? Заложите три, на всякий случай.

2) Перед началом работы дайте свое ТЗ на рассмотрение нескольким дизайнерам, а после ориентируйтесь на более продолжительные оценки по времени. Так как обычно это не «медлительный», а более опытный и рациональный дизайнер, который знает о возможных «подводных камнях» и учитывает их в своей оценке, в отличие от новичка, готового наобещать все, что угодно, лишь бы получить заказ.

3) Пропишите сроки этапов проекта, и контролируйте ход их выполнения. Если начинается «жонглирование проектами», работу, в первую очередь, делают тому, кто больше остальных заинтересован. Соответственно, будете напоминать - будете в приоритете.

4) По возможности, работайте со студиями. В отличие от дизайнеров-одиночек, у студий несколько исполнителей, а потому проще распределять нагрузку. «Зашивается» один дизайнер - работа просто передается другому.

Кейс № 6: О надуманных доплатах по ходу работы

Есть такая уловка у недобросовестных дизайнеров. Сначала назвать меньшую цену, а когда заказчик внес предоплату, и ему уже некуда отступать, обнаруживаются «новые обстоятельства», которые ведут к увеличению стоимости проекта. Этим грешат, в основном, программисты, но и у дизайнеров случается, особенно если заказчик не имеет представления о реальном объеме работ.

Пример такого случая с просторов интернета:

Источник

Что делать:

1) «Без четкого ТЗ, результат ХЗ» (с) Как сказал кто-то великий. Пишите максимально конкретное и детальное описание того, что у вас есть, и что вам нужно. Чем глубже вы проработаете задание, тем проще дизайнеру точно оценить стоимость своей работы. С расплывчатым ТЗ вы получите «плавающую» оценку «от стольки-то» и риск неожиданного увеличения стоимости проекта.

2) Убедитесь, что причина увеличения цены не ваши «дополнительные хотелки». Все, что выходит за рамки изначально оговоренного ТЗ - за дополнительные деньги. Это нормально.

3) Если же ТЗ было четкое изначально, и осталось неизменным в ходе работы, но дизайнер требует прибавку, юлит, в этом случае налицо дизайнерский просчет в оценке. Порядочный дизайнер будет платить за свою ошибку сам.

Кейс № 7: Об игноре копирайтов и перепродаже дизайна

Многие начинающие дизайнеры покупают базы в духе «10000 шрифтов для дизайна» или «Тысяча и одна стоковая фотография на все случаи жизни», и используют их в работе. Проблема с такими базами в том, что собранные в них материалы ворованные. Самые отъявленные вообще нагло берут чужой шаблон и, слегка модифицировав, продают его как свою работу. Если «повезет», вы и свой собственный логотип или дизайн сайта сможете со временем увидеть выставленным на продажу. Такой шаблонный подход и является секретом супер-низких цен.

В обоих случаях, судить за использование ворованного будут не дизайнера, а вас. Причем, о своей вине вы узнаете только тогда, когда получите юридический иск от правообладателя.

Смотрим две реальные истории и результаты такого мошенничества:

Что делать:

1) Самый неочевидный способ попасть на проблему с копирайтами - это шрифты. Если сейчас уже понимают, что картинку с поиска Google или стоков, удалив водяные знаки, брать нельзя, то шрифты для многих еще ошибочно (!) являются бесплатным продуктом.

Вам следует оговорить изначально, что в дизайне можно использовать только шрифты из Google Fonts. А все необходимые фотографии и графику (вроде иконок), покупайте на фотостоках самостоятельно, и отдавайте дизайнеру в работу.

2) Редко когда в ТЗ заказчик упоминает об авторских правах, а зря. Пропишите пункт в договоре, что дизайнер обязуется использовать только лицензионно-чистые материалы. Это может застраховать от обидных последствий. Дизайнер вряд ли рискнет связываться с судебными рисками. Скорее всего, посчитает вас серьезным заказчиком, и качественно выполнит свою работу.

Кейс № 8: О раскрытии дизайнером тайны проекта до релиза

В рекламной индустрии, и, особенно, в разработке компьютерных игр, ценным считается не проболтаться раньше времени о новом продукте. Вся информация держится втайне до даты релиза. А как быть, если супер-засекреченный макет уже выложен в сеть? Происки конкурентов? А может, просто дизайнер уже добавил его в свое портфолио?

Вот, например, новость о том, как дизайнер из Nokia проболтался блогерам о новом смартфоне: «Блог concept-phones опубликовал сообщение о разработке компанией Nokia, дела которой в последнее время идут весьма неважно, смартфона, предварительно названного прессой Lumia X. Источник слуха - некий Джонни, который «работает дизайнером в Nokia». Он поделился с Concept Phones изображением нового гаджета и рассказал о его предполагаемых функциях. Об этом пишет NEWSru.com».

И ещё одна такая же обидная оплошность:

Источник

Что делать:

Работайте с теми, кто дорожит своей репутацией. Секретность проекта и последствия досрочного анонса оговариваем на старте. Подписываем NDA. Скорее всего, студию вы такими требованиями не удивите, а вот с фрилансером – это как повезет.

Лайфхак: А еще подобные «утечки» можно использовать для генерации шума вокруг релиза вашего продукта. Не просто же так постоянно «теряются» прототипы новых моделей iPhone?

Мы рассмотрели 8 возможных вариантов кидка от дизайнеров. На самом деле их гораздо больше, но, подводя итог, можно сказать, что бороться с любым видом обмана помогает опыт и здравый смысл. Работайте с проверенными дизайнерами, четко описывайте задание, перестраховывайтесь, и не бросайтесь на самые низкие цены или быстрые сроки. И тогда ваша работа с дизайнерами будет плодотворной и результативной.

preview Покупка готового онлайн-бизнеса: на что обращать внимание

Покупка готового онлайн-бизнеса: на что обращать внимание

Доски объявлений Рунета уже полны предложений продажи готовых интернет-магазинов, и цены здесь варьируются от 15 000 рублей до нескольких миллионов
preview Интеграции: как помочь сотрудникам быть эффективнее

Интеграции: как помочь сотрудникам быть эффективнее

Рустам Хафизов, руководитель компаний «СанВиз» и 3dplitka.ru: Наша компания разработала программу «СанВиз» для 3d-раскладки плитки онлайн. Таких инструментов на рынке нет
preview 9 распространённых ошибок контент-маркетинга и пути их решения

9 распространённых ошибок контент-маркетинга и пути их решения

Автор – Тереза Лица (Tereza Litsa), обозреватель Search Engine Watch. В настоящее время контент-маркетинг жизненно необходим для большинства бизнесов
preview Контент-маркетинг и другие виды продвижения: как совместить?

Контент-маркетинг и другие виды продвижения: как совместить?

«Я хочу заказать у вас контент-маркетинг, чтобы сократить контекстную рекламу — вы замените ее?», «Мы уже ведем работы по SEO, не помешает ли это контент-маркетингу...
preview PR в интернете всерьёз и надолго: 36 полезных советов для тех, кто решил им заняться

PR в интернете всерьёз и надолго: 36 полезных советов для тех, кто решил им заняться

Автор: Козетт Джарретт (Cosette Jarrett) – специалист в области контент-продвижения, руководитель отдела интернет-маркетинга в агентстве Clearlink. По материалам блога Moz
preview Как сайту e-commerce улучшить поведенческие показатели?

Как сайту e-commerce улучшить поведенческие показатели?

Сегодня больной темой практически для любого продающего сайта становится такое явление, как хаотичное перемещение пользователя по страницам