Автор: Пол Шапиро (Paul Shapiro) – руководитель SEO-направления агентства Catalyst Digital (Бостон), приверженец инновационных стратегий продвижения, автор блога Search Wilderness.



Источник: Search Engine Land



Архитектура сайта – не просто структура его страниц и разделов. Это целая система упорядоченных внутренних ссылок, которая обеспечивает удобство навигации в пределах ресурса. Архитектура сайта имеет огромное значение для пользователей и поисковых роботов. Грамотная реализация этого аспекта, как правило, положительно сказывается на ранжировании всего сайта.



Поисковики до сих пор придают большое значение ссылкам, ведь именно таким образом они получают информацию обо всех веб-страницах. Краулеры во время индексации сайта осуществляют переход по каждой ссылке на странице. При этом в расчёт берутся как внешние, так и внутренние ссылки. Сканированию подвергается каждая последующая страница сайта. Таким образом, поисковая система получает возможность находить новые страницы, заносить их в индекс и ранжировать на основе анализа ряда факторов.



Во время присвоения позиций страницам на основе поисковых запросов системы, подобные Google, принимают в расчёт количество ссылок, ведущих на эту страницу. При этом каждая ссылка рассматривается как «голос» в пользу документа. Именно такой подход к определению значимости страниц и был заложен в основу алгоритма PageRank.



Внутренние ссылки анализируются примерно таким же образом. Вот почему грамотный подход к построению структуры сайта становится одним из ключевых условий успешного ранжирования всего ресурса и его отдельных страниц. Принцип расчёта внутреннего PageRank, изложенный в статье, позволит представителям отрасли выяснить, насколько грамотной с точки зрения поисковых систем является архитектура их сайтов.





Базовая структура сайта и удобство навигации

Специалисты выделяют 2 функциональных типа внутренних ссылок на сайте:




Внутренние ссылки, обеспечивающие удобство перемещения по сайту.

Вторичные внутренние ссылки, которые становятся естественным результатом работы с контентом ресурса. К примеру, это может быть отсылка в тексте статьи к другим публикациям. Эти ссылки не имеют отношения к навигационному меню сайта и проставляются стихийно.


Отсюда следует простой вывод: внутренние ссылки служат для того, чтобы помогать пользователям перемещаться по страницам в пределах ресурса. А значит, они призваны упорядочивать всю структуру сайта.



В ходе наполнения ресурса контентом и при настройке перелинковки автор статьи рекомендует брать за основу классическую ссылочную структуру, а также особую методику, которую разработал Брюс Клэй (Bruce Clay). Именно эти способы организации внутренней перелинковки сайта зарекомендовали себя как самые надёжные. Пример реализации подхода может выглядеть так:





Чёткое знание структуры навигации и того, как система внутренних ссылок соотносится с контекстной составляющей ресурса, способствует пониманию алгоритмов работы поисковых систем. Однако здесь следует обратиться к истокам и вспомнить сам принцип алгоритма PageRank.





Многоликий PageRank: каким он бывает?

Прежде чем дать определение термину «внутренний PageRank», повторим избитую истину: Page Rank – это оригинальный алгоритм расчета авторитетности страницы. Показатель свидетельствует об авторитетности интернет-ресурса с точки зрения Google. Чем больше ссылок ведёт на страницу, тем более важной и авторитетной она признаётся.





Как же рассчитать внутренний PageRank? Прежде всего, важно понимать, что Google назначает PageRank для абсолютно любой страницы в индексе. Аналогичным образом определяется и авторитетность каждого отдельно взятого сайта. Как видно, разница лишь в масштабах: в одном случае поисковая система рассчитывает вес каждой страницы в пределах сайта, а в другом – на основе подсчёта авторитетности каждой страницы формируется совокупный показатель PageRank ресурса. Строго говоря, алгоритм может применяться не только к веб-страницам, но и к любому набору объектов, связанных между собой взаимными ссылками.



Чтобы проанализировать структуру внутренних ссылок на сайте, имеет смысл обратиться к идее подсчёта PageRank и измерить относительную важность каждой страницы в рамках конкретного веб-ресурса.



Важно понимать, что в данном случае термин «внутренний PageRank» не имеет ничего общего с алгоритмом Google. Просто для подсчёта значимости страницы в масштабе сайта используется принцип, сходный с тем, на котором базируется PageRank Google. В дальнейшей части статьи будет приведена техника подсчёта этого внутреннего показателя.



Важное примечание: автор публикации не является сторонником нарушения политики Google и не призывает заниматься скульптурированием PageRank. В материале речь идёт об использовании метрик, лишь подобных тем, на базе которых рассчитывается данный показатель. И применяться методика должна лишь для улучшения навигационной структуры сайта и оптимизации системы внутренних ссылок.





Рассчитаем внутренний PageRank страниц

Шаг 1: Используем инструмент Screaming Frog



Прежде, чем переходить непосредственно к подсчёту внутреннего PageRank, необходимо просканировать веб-сайт. С этой целью можно использовать популярный среди оптимизаторов инструмент Screaming Frog.



После того, как сканирование сайта будет завершено, в верхней панели меню инструмента необходимо выбрать пункт Bulk Export (Массовый экспорт)> All Outlinks (Все исходящие ссылки). Данные отчёта сохраняются в формате CSV:





В полученном отчёте будет доступен список всех внутренних ссылок сайта. Документ впоследствии будет использован для моделирования ссылочного графа, на основании анализа которого и будет рассчитан внутренний PageRank сайта.



Шаг 2: Расчёт PageRank с использованием языка программирования R



Для тех, кто не в курсе, R – это язык программирования для статистической обработки данных и работы с графикой, а также свободная программная среда вычислений с открытым исходным кодом, совместимая с большим количеством существующих на сегодняшний день платформ. Загрузить и установить R можно здесь.



После того, как среда будет установлена, специалист получит возможность интегрированного использования специального кода с инструментом Screaming Frog для более точного сканирования сайта:





Далее остаётся лишь следовать рекомендациям в коде, которые будут помечены значком #. При этом важно не забывать:




Указывать расположение CSV-файла, созданного инструментом Screaming Frog.

Указывать название домена и расширение формата файлов TLD.

Задать имя файла, который будет содержать внутренний величину PageRank, рассчитанную каждой отдельно взятой страницы сайта.




Примеры из практики

Далее рассмотрим, как представленная выше механика подсчёта работает на примере конкретных сайтов.



Сайт Catalyst Digital



Агентство Catalyst Digital недавно запустило новую версию корпоративного сайта. Появление нового ресурса стало результатом масштабного ребрендинга компании. Чтобы проверить его SEO-пригодность в части системы внутренних ссылок и навигации, автор статьи рассчитал внутренний PageRank для ресурса.



Результат представлен в виде таблицы и выглядит так:





Как видно из таблицы, внутренний показатель PageRank страницы контактов оказался выше, чем внутренний PageRank главной страницы сайта. Это – недопустимая ошибка, которую оптимизатор просто обязан обнаружить и исправить.



Анализируя статистику в Screaming Frog, удалось определить, что, несмотря на более высокий показатель PageRank на страницу контактов ведёт на 1 ссылку меньше, чем на главную страницу сайта. Это позволяет утверждать, что при расчёте внутреннего PageRank учитывается не количество входящих на страницу ссылок, а их вес (по сути, качество).





Далее необходимо проверить, на какой позиции находятся упомянутые выше страницы страницы в выдаче Google по витальному запросу:





Полученные результаты лишь подкрепили утверждение: сайт, действительно, испытывает трудности с ранжированием. Страница контактов в SERP по витальному запросу находится выше, чем главная страница сайта.



Сайт сообщества Online Geniuses



Похожий тест был проведён в отношении ресурса http://onlinegeniuses.com/. По итогам подсчёта внутреннего PageRank и выгрузки данных статистика выглядела так:





Внутренний PageRank страницы, посвящённой сотрудникам компании, оказался выше аналогичного показателя для главной страницы сайта. На текущий момент этот аспект не влечёт за собой негативных последствий с точки зрения ранжирования. Баланс сохраняется за счёт внешних анкорных ссылок, входящих на главную страницу сайта. Однако важно учитывать данный момент и не допускать ситуации, когда страница персонала окажется в результатах органической выдачи выше, чем главная страница ресурса.





Заключение

SEO-специалисту важно понимать навигационную структуру продвигаемого сайта, а также систему внутренних ссылок ресурса. После того, как основная навигация по сайту будет настроена, можно приступать к аудиту ресурса, следуя указанному выше алгоритму.




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии