Представленный на прошлой неделе персональный поиск Google Custom Search Engine является логичным развитием программы Co-op, в рамках которой компания Google пытается максимально приблизить результаты поиска к ожиданиям пользователя. О самой программе, её целях и первых результатах работы в интервью StoneTemple Consulting рассказал один из разработчиков – Шаши Сет (Shashi Seth).



Основными проблемами при поиске, считает он, являются две:


- пользователь не может чётко выразить контекст (например, для чего будут использованы результаты поиска);


- даже если он может сделать это, большинство ссылок в результатах поиска будут явно не теми, что ему нужны.



В качестве примера приводится такая ситуация: родители больного диабетом ребёнка ищут в сети информацию о симптомах заболевания. В данном случае поисковику будет неясно, кто сидит перед монитором, и в результате мама ребёнка может получить ссылки на химические формулы тех или иных препаратов либо рекламу лекарств. Другой пример – запрос “BMW X5”: что требуется узнать конкретно? Пользователь хочет купить автомобиль, ему нужны отзывы обладателей сего транспортного средства или он уже купил и ищет сервисный центр? Даже если он запросит “отзывы BMW X5”, результаты будут переполнены рекламными ссылками или поисковым спамом.



В мае 2006 года в рамках Co-op пользователям были представлены программы Topics и Subscribed Links. C их помощью Google пытался «вычислить» наиболее релевантные тем или иным запросам сайты, страницы. Пользователи, участвующие в программе Topics, в результатах поиска по определённом теме могли пометить понравившуюся им страницу «маркером», тем самым обозначив, что именно на ней все остальные смогут найти нужную информацию. Благодаря Topics на страницах Google при поиске информации, к примеру, на тему диабета (diabetes), в начале страницы выдавались ссылки на топики «Симптомы», «Для пациентов», «Для докторов» и т.д., внутри топиков располагались ссылки, предназначенные для чётко определённого контекста.



Программа признана не слишком удачной: мотивировать пользователей было нечем, а немногочисленные участники не могли в итоге представить близкий к идеалу релевантности результат.



Google Custom Search Engine (CSE) стал логичным продолжением Topics (хотя и эта программа всё ещё доступна). Главное отличие от «предшественника» здесь – то, что создатель персонального поисковика может зарабатывать на результатах его использования при помощи Adsense. Правда, до сих пор неясно, сколько центов (или долларов) от клика он получит, но сам принцип мотивации – уже несомненное достижение. Важно и то, что платить за использование «своего поисковика» не готовы конкуренты Google (к примеру, Microsoft Search Macros, о котором мы писали ранее).



Благодаря CSE «проблема диабета», рассчитывают в Google, решится гораздо быстрее. Любой пользователь (или даже сообщество пользователей, ведь к созданию своего поисковика можно пригласить кого угодно) сможет настроить механизм так, чтобы искать информацию только на определённых сайтах или страницах. К примеру, в случае с BMW X5 – создаётся поисковик, учитывающий только авто-магазины либо форумы автолюбителей; в случае с болезнями – только сайты с полезными советами и рецептами врачей.



В ходе своей работы Google продолжает рассчитывать на поддержку пользователей. К примеру, мы уже отмечали такой недостаток, как отсутствие каталога персональных поисковиков, о создании которого, кстати, в Microsoft позаботились сразу. Однако «сообщество гугломанов» помогает и в этом случае: уже создан Custom Search Guide – каталог, в который любой желающий сможет предложить добавить «своё видение результатов поиска». Нет сомнений в том, что подобные каталоги будут продолжать создаваться.


Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии