Неожиданно Комсомольская Правда опубликовала текст "Пиарщики придумали новый способ обмана: Как заставить толпу рекламировать товары бесплатно". Интересно то, что есть связка между вебом и реалом. Привожу подкатом без сокращений: Пиарщики придумали новый способ обмана: Как заставить толпу рекламировать товары бесплатно Евгения СУПРЫЧЕВА. — 18.10.2007

Реклама в прессе и на телевидении стоит баснословных денег. К тому же многие перестали обращать на нее внимание. Поэтому различные пиар-агентства научились класть таблетку в котлету - люди с удовольствием кушают. Скормить эту котлету проще всего через Интернет.

Сарафанное радио

На один из форумов заходит тетка и прям с порога стонет, какой ее муж скотина. Какой он страшный лгун.

- Мы пять лет прожили вместе, - пишет несчастная женщина. - И только сегодня он мне признался, что не любит блондинок. А я ведь блондинка! Мало того, оказывается, я по ночам храплю. И все пять лет он молчал! Как трус! Нет, как сволочь!

Все женщины на этом сайте тут же начинают что-то советовать бедолаге, делиться опытом. В это же время на другом форуме дамочка пишет, что застукала своего суженого с любовницей. Но не расстроилась. Потому как все самцы одинаковые. И измена у них в крови. И все ей дружно поддакивают.

И так на протяжении месяца на сайты заходят страдалицы. Истории разные, но они несут один и тот же посыл: мужчины запутались в собственной лжи. Это становится топ-темой в Интернете. И тут - о чудо! Популярный женский журнал выходит с обложкой «Почему мужчины нам врут?»

- Продажи этого номера подскочили на 200%, - потирает руки директор рекламного агентства  R#I Group Юний Давыдов. - Мы создали искусственный ажиотаж и заработали на этом бешеные деньги. А на саму рекламу затрачены копейки. Гонорар девушкам, которые «страдали»  плюс оплата Интернета. Не стоит выкладывать баснословные суммы на телевизионную рекламу и билборды. Надо червяком влезать в сознание людей и «включать» сарафанное радио. Эффективность «темной» рекламы ни в чем не уступит традиционной.

Это лишь один из способов принудить нас сделать то, что мы в общем-то делать не планировали. Впрочем, пользователи его раскусили довольно быстро. Тогда пиарщики придумали новый ход. И им в этом сильно помогли подростки, которые массово увлеклись флеш-мобом.

Главная цель настоящего флэш-моба - удовольствие для всех участников!Главная цель настоящего флэш-моба - удовольствие для всех участников!Фото: PHOTOXPRESS

«Дурацкие» акции

Для тех, кто не в курсе: флеш-моб - это очень короткая и на удивление идиотская акция. Люди знакомятся в Сети и придумывают абсурдный сценарий «развлекухи». Например, все пришли к фонтану, объявили его богом, пали ниц и бьют поклоны. Потом встали и молча разошлись, как будто ничего и не было.

Эффект мнимой спонтанности очень важен. Главный идеолог этого движения Говард Рейнгольд в 2003 году выпустил книгу «Великая толпа: следующая социальная революция». Там Рейнгольд делает страшные прогнозы на будущее. Мол, из-за развития коммуникаций появился шанс собрать огромную толпу буквально в считанные часы. Так недолго и революцию провернуть. Притом люди сами толком не разберутся, зачем пришли. Короче, их можно использовать «втемную».

- Чистые, наивные ребята, - улыбается Юний Давыдов. - Мы начали их использовать три года назад. Кинул клич в Интернет, и все бегают с одной акции на другую. Потом самый сообразительный из них опомнился: «Ребята! Мы пляшем под чужую дудку - это не наша война!» И вот после этого они развели бюрократию. Разработали правила. Сначала выложи свой сценарий на сайт. Потом жди: одобрят - не одобрят. Проще и быстрее сделать подделку.

- Например?

- Нам нужно было раскрутить фильм «Дура». Режиссер известен только в узких кругах. Зацепиться не за что. Тогда мы решили эпатировать народ с помощью флеш-моба. Для начала поставили на парковках пару десятков иномарок, крыша которых была проломлена макетом «Дура». Интернет отреагировал мгновенно. Народ выдвинул сотни версий, но поверил в одну:  так бандит мстит девушке, его бросившей, - уродует иномарки, которые ей дарил. Пресса встрепенулась, даже солидные издания писали, что это ГИБДД проводит акцию против блондинок за рулем. Мы в офисе угорали со смеху. Потом страсти поутихли, и мы запустили еще один флеш-моб.

- Какой?

- Дурацкий.

- Это само собой. Покажите картинку.

- Тридцать девчонок подбегают к крутому «мерсу» и нагло обмазывают его клеем. Потом всю машину заклеивают стикерами «Дура». Вы представляете реакцию прохожих? Вокруг иномарки толпа очарованных. Тогда мы выпускали на арену «владельца» машины. Он с криком прорывается сквозь народ и набрасывается на хулиганок. Те - в рассыпную. Люди в экстазе. И это повторяется на разных концах города в течение суток. Народ все активно снимает на мобилки и выкладывает в блогах.

- И что в итоге?

Юний Давыдов - серый кардинал российского Интернета.Юний Давыдов - серый кардинал российского Интернета.

- В итоге, - переводит дух Юний, - выходит фильм «Дура» и кинотеатры первые две недели забиты. Настоящие флеш-моберы пишут мне письма с проклятиями. Потому что я подлец использую их светлую идею в гнусных целях. С этим я абсолютно согласен. Но наша вина только в том, что мы начали раньше остальных.

И чем же все это закончится?

Несмотря на то, что моберы развели бюрократию, рекламщики продолжают дергать за ниточки. На одном из сайтов я прочитала отчет о мобе, который длился месяц (!) - людям предложили ходить на магазинам и спрашивать несуществующий порошок. Все подумали и согласились. Пресса опять возбудилась. И вдруг через месяц в продаже появляется порошок этой самой марки. Совпадение? Как же.

В итоге получается, что грамотная провокация - залог успеха. И используют рекламщики этот прием в Интернете потому, что народ ему пока верит. Считается, что это свободное от цензуры пространство, где право голоса имеет каждый. Серым кардиналам такое определение по душе. И они всячески будут поддерживать этот миф.

От спонтанных революций, которые прогнозировал Говард, нас пока удерживают два момента. Первый: такую аферу в стране можно провернуть лишь один раз. Политтехнологи и рекламщики понимают, что дважды люди наживку не заглотнут. Второй: сейчас в России пользуются Интернетом всего 12% населения. Так что политтехнологи просто наблюдают за флеш-моберами - выживет это движение или нет. Если да, то Говард прав. Если нет, значит, ошибся. И народом в Сети можно управлять только  по мелочи: купи такой журнальчик, а не этакий. Но в принципе такое насилие над психикой пережить можно.

СЛОВАРИК «КП»

Флеш-моб (в пер. с английского «вспышка» + «толпа») - это массовая дурацкая акция, которую проводят люди, познакомившись в Интернете.

Блоггеры - люди, которые ведут в Интернете свой виртуальный дневник.

Форум - живая переписка на сайте, посвященная той или иной теме.

ТРИ САМЫХ БЕЗУМНЫХ ФЛЕШ-МОБА

1. В сентябре этого года в центре Москвы прошел моб, который назывался «Целующийся город». Более 2 тысяч людей пришли на Манежную площадь и ровно в 20.00 принялись страстно целоваться.

2. В 2006 году в Санкт-Петербурге народ собрался возле фонтана напротив Казанского собора. Здесь пара активистов вылила в фонтан пять баночек моющей жидкости. Струи взбили ее так, что пена закрыла собой не только площадь, но и соседние скамейки вместе с газоном.

3. В 2004 году тысячи людей в Нижнем Новгороде ходили вокруг памятника Минину и уговаривали его не переезжать в Москву. При этом молодежь держала в руках плакаты с надписью «Кузьма, останься!». В итоге народ разогнала милиция.

МНЕНИЕ ПОЛИТТЕХНОЛОГА

Зам гендиректора Института политтехнологий Сергей МИХЕЕВ:

- Политики почти не используют интернет-сообщество в своих целях. Пока в этом нет смысла. Надо выждать время. Когда Интернетом будет пользоваться 50% населения, политические манипуляции общественным сознанием неизбежны. Ведь создать и раскрутить свой сайт - это просто и дешево. А сделать и «продать» газету - дорого и трудно.




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии